Studio Series Stereo Headphone Amplifier by Peter Smith
Данный усилитель предназначен для любого типа наушников, начиная от 8-ом заканчивая 600-ом. Описывать принципы работы, структуру схемы не буду, т.к. это мало кому нужно, да и я не создатель этого усилителя. Опишу лишь параметры усилителя, и проблемы с которыми я столкнулся при сборке. Далее схема Питера Смита (Peter Smith)
Основные параметры Усилителя: Питание: Стабилизированное двухполярное +-15 вольт 0.5A Входной сигнал: 0.5 вольта Номинальная выходная мощность: 200mw при нагрузке 8-32 Ома 100mw при нагрузке 60-600 Ом Максимальная выходная мощность: 575mw при нагрузке 8 Ом 700mw при нагрузке 32 Ома 130mw при нагрузке 600 Ом Коэффициент нелинейных искажений: 0,005% при нагрузке 8 Ом 0,001% при нагрузке 32 Ома 0.0005% при нагрузке 600 Ом
Плата: Размер платы получился 135*104 мм. Плата выполнена из одностороннего стеклотекстолита. *я предпочитаю текстолит молдавского производства, который покупаю в Луганском Интернет магазине радиомаркет http://radiomarket.lg.ua/ Изготавливаю я платы способом ЛУТ (лазерно-утюжная технология). Этот способ является наиболее простым в домашних условиях. Так вот… плата готова, залужена, посверлена, теперь о деталях
Дроссель: Основной затруднительной деталью могут показаться дроссели, стоящие рядом с разъемом наушников. Но могу вас уверить, ничего страшного в них нет ! Дроссель мотается медным обмоточным проводом сечением 0.63мм, на оправке диаметром 12 мм. Лично я нашел такую оправу в старых советский подстроечных катушках, в бронированном ферритовом сердечнике, как на фото ниже.
Слева на право показан процесс разборки катушки. Аккуратно расколов катушку ножом, берем отвертку, и аккуратно отламываем бока чашки феррита, после чего удаляем ножом донышко приклеенного непонятно каких клеем феррита к оправе. Разматываем имеющуюся катушку, и в итоге получаем красивую советскую оправу. Далее идем на рынок, ищем продавца обмоточного провода, и с слезными глазами младенца просим отмотать пару метров провода 0.63мм. За небольшую сумму берем проводок, и топаем домой, мотать дроссель. В моей оправке 3 отдела, в общей сложности нам требуется намотать 21 виток, тоесть по 7 витков в каждой секции. После намотки берем обычную швейную нитку, желательно черного цвета, и обматываем последний отсек, дабы катушка не разматывалась. После чего пропитываем всю катушку цапонлаком. Всё, катушка готова к использованию. И ничего страшного в этом дросселе не оказалось
Детали:
Сердцем усилителя является малошумящий ОУ OPA2134, в исполнении DIP (с ножками). Я применил «цанговую панельку» для лучшего контакта. Заменить микросхему можно дешевым операционником TL072. Транзисторы BD139/BD140, которые очень распространены и имеют малую стоимость. Конденсаторы я взял из приличных, SamWha RD и SD серии. Но в принципе пойдут любые, главное чтобы подходили по размеру на печатной плате. Все диоды применены высокочастотные 1N4148 Почти все резисторы, используются угольные, 0.25w Резисторы 4.7ома – 0.5W Резисторы 10ом – 1W Резисторы 47ом – 1W Светодиоды НЕ сверхяркие. Обычные индикаторные светодиоды с мутным пластиком. Неполярные мелкие конденсаторы желательно металлопропиленовые MKT, но при отсутствии таковых, думаю, можно и на многослойных керамический . Конденсаторы 47pf – дисковые керамические (других не бывает). Входные неполярные конденсаторы 10мкф по схеме, состоят из 2-х полярных на 22 мкф. Желательно также брать SamWha либо Capxon Входные разъемы – RCA монтажные на плату (тюльпаны). Разводка может отличаться от моей, поэтому вначале тестером ощупайте разъем, выясните, куда идут земли, и куда идет сигнал, а затем впаивайте. Предохранители типоразмера 5*20мм на ток 0.5А.
Начинается всё с впаивания перемычек, которые на печатке показаны синим, после них мелкие резисторы, диоды. Кстати о диодах! При нагрузке выше 8-ом впаиваются только 2 диода (параллельно, по схеме D1,D3{D7,D9}). Если нагрузка 8-ом или меньше, то нужно 4 диода, по 2 параллельно и последовательно, как показано на схеме. Но я не могу понять, где существуют наушники 8-ми и ниже Ом, но по схеме сказано, я передал. После мелочевки впаиваем светодиоды, мощные резисторы, конденсаторы, разъемы. Транзисторы сперва прикручиваем на радиаторы, термопаста не потребуется (не мажьте лишний раз этой гадостью руки) нагрев транзисторов не большой, по ощущениям до 35-40 градусов. Затем впаиваем парочку, поставив радиатор так, чтобы он четко перпендикулярно «стоял» на плате. Запаиваем одну ножку транзистора, снова корректируем положение радиатора, после чего пропаяв все ножки транзистора, аккуратно откусываем, оставляя небольшие «усики».
Собирать удобнее всего с рисунка предоставленного Питером Смитом
Послесловие: В общем плане усилитель не сложный, не требующий наладки, не привередливый, и изумительно звучащий. Про звук писать не буду, т.к. у каждого свои взгляды на «прозрачность» «чистоту» звучания. Скажу просто, усилитель мне понравился ! Перед первым включением, не подсоединяйте сразу наушники. Убедитесь, что на выходе нет постоянного напряжения. После чего можно воткнуть наушники и начать прослушивание
Также этот усилитель публиковался в журнале Радиохобби №2 за 2008 год. Стр. 17-18 Печатная плата нарисована мной. В формате Sprint Layout 5.0 http://lugaromzes.at.ua/STUDIO_AMP.lay
Качественная фото- и видeосъёмкa оcнoвaна на пpофеcсиoнальном освeщении. Приборы уникальнoгo рocсийского пpоизвoдства пoмещаются в рюкзак, имеют унивеpсальныe кpепления – можно легко мoнтирoвaть в любoй студии на pиг или штатив, иcпoльзовать на выeздных cъёмках. Оcвeщение, кoмплектующие, линзы всегда в наличии по дocтупной цeне. Пpиборы выcoкой мощности обecпечивают pезультaт, за котoрый клиeнты готовы плaтить хoрошиe деньги. Лучше один раз приoбpеcти мoщный и компактный свeт, чем тeрять закаaчикoв из-за прoблeм с освещeниeм.